Репертуар
Спектакли
Труппа
Рудольф Фурманов
Влад Фурман
Пресса
История
Миронов
Для зрителей
Для Windows
Зеркало сцены

© 2005 г. Copyright. Cанкт-Петербургский театр “Русская антреприза” имени Андрея Миронова

© 2005 г.  Тексты, концепция. Елена Вестергольм

© 2005 г.  Оформление.  Пичугина Дарья

3 апреля 1995 года по распоряжению правительства Санкт-Петербурга театру было предоставлено помещение в доме № 75/35 по Большому проспекту Петроградской стороны. Символично, что этот дом незадолго до революции был приобретен дедом Андрея Миронова.

17 октября 1996 года при поддержке губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева состоялось торжественное открытие театра. Новую сцену открыла мать Андрея Александровича Миронова — Мария Владимировна Миронова, в акции приняли участие многие звезды российской сцены — Людмила Чурсина, Светлана Немоляева, Александр Лазарев, Михаил Козаков, Валентина Ковель, Нина Ургант, Евгений Лебедев, Игорь Дмитриев, Александр Хочинский, Бен Бенцианов, Василий Лановой, Надежда Папанова-Каратаева, Юлиан Панич. Обретение своего дома стало вторым рождением нашего театра.

За девять лет существования на собственной сцене театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова поставил более 40 новых спектаклей, отличающихся не только жанровым разнообразием, но и оригинальностью режиссёрских трактовок, собрал лучшие актерские силы Петербурга в контрактную труппу и стал одним из самых любимых зрителями петербургских театров.

Первой премьерой, сыгранной в собственном театре, стал спектакль «KREUZERS» соната», поставленный Владом Фурманом по мотивам известной повести Л. Толстого и произведению Людвига ван Бетховена. Летом 1997 года впервые был показан спектакль «Страсти по Вертинскому» — театральная фантазия на песни Александра Вертинского, воплощённая Рудольфом Фурмановым с участием Татьяны Кабановой, Валерия Дегтяря и артистов театра.

В конце декабря того же 1997 года состоялась премьера «феерической фантазии с клоунадой, пантомимой, песнями, драматическими и комическими сценами «Балаган во фраке и без фрака» , поставленной Рудольфом Фурмановым с участием Александра Хочинского, Владимира Татосова, клоунов мим-театра «Лицедеи» и артистов цирка. Этот оригинальный, «синтетический» спектакль прожил очень недолгую жизнь — спустя три месяца после премьеры артиста Александра Хочинского не стало.

В сезоне 1997—1998 гг. мощный резонанс в петербургской критике получил спектакль «Чудаки» по пьесе Максима Горького, поставленный Петром Шерешевским, премьера которого состоялась в самом конце первого сезона в собственном помещении 1 августа 1997 года.

В том же сезоне Татьяне Кузнецовой, исполнившей в этом спектакле роль Елены, была присуждена Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» по драматическим театрам в номинации «Лучшая женская роль».

В 1999 году театр показал сценическую интерпретацию известного романа И. Гончарова «Обломов», осуществленную Владом Фурманом (номинация Л.Неведомского в роли Захара «За лучшую мужскую роль» на соискание «Золотого софита» в сезоне 1999-2000 г.), и спектакль «Наследник Лаптев» по пьесе А. Хмелика в постановке Владимира Каминского.

Разнообразие и широта мироновского существования в искусстве и жизни позволяет театру «Русская антреприза» не замыкаться на собственно театрально-постановочной деятельности. Как дань старинной театральной традиции, начиная с 1988 года и по сей день театр проводит бенефисы московских и петербургских актёров — Веры Васильевой, Алисы Фрейндлих, Евгения Леонова, Михаила Козакова, Евгения Лебедева, Валерия Золотухина, Николая Караченцова, Юрия Яковлева, Людмилы Чурсиной, Бориса Штоколова, Аллы Демидовой, Леонида Броневого, НиколаяТрофимова, Юлиана Панича.

Постоянно помня об ушедших корифеях русской сцены, театр «Русская антреприза» создает вечера памяти. Так, вместе со своими зрителями, театр вспоминал жизнь и творчество Аркадия Райкина, Николая Симонова, Сергея Филиппова, Андрея Миронова, Георгия Товстоногова, Вадима Медведева, Анатолия Папанова.

В 1997 году на сцене театра впервые прошел Санкт-Петербургский тур VI Международного конкурса актерской песни имени Андрея Миронова, председателем жюри которого являлся Рудольф Фурманов и победителями которого стали петербургские артисты (три первых призовых места). В 1999 году, оказавшись под угрозой срыва в связи с отсутствием финансирования московскими учредителями, не имеющий аналогов на русской сцене уникальный фестиваль, прошёл под эгидой театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.

Сезон 1998—1999 стал особо знаменательным для театра. 22 октября 1998 года художественному руководителю и директору театра исполнилось 60 лет со дня рождения и 40 лет творческой деятельности, а 1 ноября 1998 года театр праздновал свой юбилей — 10 лет со дня основания. Эти юбилейные даты театр отметил премьерой спектакля «Из жизни сумасшедшего антрепренера», поставленного режиссерской группой в составе Александра Товстоногова, Ефима Каменецкого, Валерия Дегтяря, Влада Фурмана. Спектакль был создан по одноименному театральному роману Рудольфа Фурманова, отразившему 40-летнюю жизнь автора в мире Театра и презентация которого состоялась на премьере спектакля 22 октября 1998 года.

14 ноября 1998 года был издан Указ Президента России Б. Н. Ельцина о присуждении художественному руководителю-директору театра Фурманову Рудольфу Давыдовичу звания «Заслуженный деятель искусств России».

Особое значение Рудольфа Фурманова по-своему отметила Крымская обсерватория, назвав его именем малую планету 6511.

Сегодня репертуар театра отличается жанровой свободой и оригинальностью в выборе драматургии.

Широко представлена русская и зарубежная классическая проза, поиск сценического эквивалента которой является творческой концепцией молодого режиссера Влада Фурмана. «Мертвые души» Н. Гоголя, «Скандал в «Пассаже» по сатирической прозе Ф. Достоевского (премьера состоялась 13 февраля 1995 года), «KREUZERS» соната» по мотивам сочинений Людвига ван Бетховена и Льва Толстого (премьера – 26 марта 1998 года), «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда (премьера состоялась 13 марта 1998 года), «Обломов» И. Гончарова (премьера состоялась 10 июня 1999 года).

Современная драматургия на сцене театра в конце 90-х гг. была представлена постановками по пьесам зарубежных авторов — А. Герни «Любовные письма» и И. Жамиака «Мужчина моей жизни» в постановке Юрия Авшарова (премьера состоялась 11 мая 1997 года), а также русских авторов — Т. Хмелева «Любимый месяц август», постановка Андрея Красавина (премьера состоялась 9 мая 1998 года), А. Галина «Сирена и Виктория», поставленная в феврале 1999 года лауреатом премии «Золотой Остап» Виктором Крамером, и спектакль режиссера Владимира Каминского по пьесе А. Хмелика «Наследник Лаптев», премьера которого состоялась 29 декабря 1999 года.

Особое место в репертуаре театра заняли театральные формы, расширяющие рамки драматического спектакля: театральная фантазия на песни Александра Вертинского в постановке Рудольфа Фурманова «Страсти по Вертинскому» (премьера — 17 июня 1997 года), мелодекламация поэзии Серебряного века Игоря Дмитриева «Свечи нагорели» (премьера — 22 ноября 1996 года), «Очи черные» по мотивам рассказа М. Горького «Макар Чудра» в постановке Владимира Воробьева (премьера состоялась 10 января 1999 года), мюзикл Алексея Заливалова «Ах, эти бедные мужчины!» (премьера состоялась 7 июля 1998 года), а также поэтическая постановка пьесы М. Цветаевой «Конец Казановы», осуществленная режиссером Алексеем Рессером (спектакль был возобновлен в редакции театра 5 декабря 1996 года).

Своеобразной сценической «визитной карточкой» театра сегодня является спектакль «О, шут мой, я схожу с ума!», поставленный по идее Рудольфа Фурманова народным артистов России Валерием Дегтярем к 60-летию со дня рождения Андрея Миронова.

Контрактная труппа театра включала в себя лучших представителей петербургской и московской актерской школы. Среди них, начиная с 1996 года были народные артисты СССР Людмила Макарова, Людмила Чурсина, Юрий Яковлев, Николай Трофимов; народные артисты России Валерий Золотухин, Леонид Неведомский, Николай Караченцов, Игорь Дмитриев, Владимир Татосов, Иван Краско, Ирина Соколова, Сергей Паршин, Андрей Толубеев, Анатолий Пустохин; заслуженные артисты России Нина Ольхина, Инна Слободская, Валерий Дегтярь, Валерий Кухарешин, Валентина Панина, Ефим Каменецкий, Ольга Самошина, Георгий Штиль, Евгений Чудаков, Игорь Скляр; артисты Алексей Федотов, Наталья Панина, Сергей Русскин, Зоя Буряк, Александр Чевычелов, Нелли Попова, Анатолий Горин, Николай Дик, Татьяна Кабанова, Алексей Заливалов, Алексей Федькин, Анатолий Коптев, Владимир Балагин и другие. Спектакли с участием лучших московских и петербургских актёров увидели жители самых разных городов России и ближнего зарубежья — Орла и Мурманска, Ессентуки и Тюмени, Киева и Чебоксар, Вильнюса и Минска и многих, многих других.

Еще будучи «Концертной студией, театр неоднократно выезжал за рубеж – в 1988 году в ГДР была показана программа «Поднимем занавес» с участием Алисы Фрейндлих и Бориса Штоколова, в 1989 году в Западном Берлине была проведена акция «Русские сезоны», в которой приняли участие Алиса Фрейндлих, Борис Штоколов, Евгений Леонов, Николай Караченцов. В 1991 году творческая группа в составе Алисы Фрейндлих, Владислава Стржельчика и Рудольфа Фурманова выезжала на культурную программу для русской эмиграции в Торонто, Канада. В 1992 году в Аргентине, а затем в Израиле был показан спектакль по пьесе Арбузова «Старомодная комедия» с участием Алисы Фрейндлих и Владислава Стржельчика

Деятельность театра постоянно освещается петербургской прессой. Многие спектакли театра — «Старомодная комедия», «Мертвые души», «Сцены из супружеской жизни», «Чудаки», «Страсти по Вертинскому», «Сирена и Виктория», «Портрет Дориана Грея», «Обломов», — имели положительный отклик в прессе Петербурга.

Своеобразным продолжением сценической деятельности «Русской антрепризы» являются постоянные телевизионные авторские программы Рудольфа Фурманова «У меня ещё есть адреса».

С октября 1996 года гостями театра были: директор Федеральной службы безопасности В. В. Путин (ныне — Президента России), экс-вице-премьер Б. Е. Немцов, неоднократно губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев, экс-мэр Санкт-Петербурга А. А. Собчак, экс-вице-губернатор Санкт-Петербурга В. П. Яковлев, Председатель комитета по культуре Е..Колчин, первый заместитель председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга С. М. Миронов, выдающийся режиссер современности Питер Брук, режиссеры Галина Волчек, Марк Захаров, Валерий Фокин, Леонид Трушкин, Владимир Андреев, Тимур Чхеидзе, Николай Пинигин, Владислав Пази, Татьяна Казакова, Юрий Томошевский. Неоднократно почетным гостем была Мария Владимировна Миронова, артисты московских театров Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Александр Калягин, Валентин Гафт, Лариса Голубкина, Николай Караченцов, Игорь Кваша, Людмила Гурченко, Елена Образцова, Людмила Поргина, Мария Миронова-младшая, Александра Захарова Андрей Леонов, Надежда Папанова-Каратаева, Наталья Макарова, Ирина Купченко, Инна Чурикова, Анастасия Волочкова, Виталий Вульф, Мария Смоктуновская и многие другие. Знаменитый бас России Борис Штоколов, гостья из Грузии Нани Брегвадзе, писатель Даниил Гранин. Театральные критики и журналисты Москвы и Санкт-Петербурга: М. Райкина, Л. Гительман, В. Полушко, Н. Рабинянц, Л. Попов, Е. Соколинский, Л. Тильга, И. Бойкова, Н. Таршис, И. Цимбал, Е. Маркова, Е. Тропп, Ю. Барбой, О. Скорочкина, Л. Самойлова, Е. Горфункель, Т. Михайлова, Т. Максимова, В. Мишин, Н. Лордкипанидзе, а также артисты, композиторы, режиссеры, художники — деятели искусств Санкт-Петербурга.

Частым и почётным гостем театра, его творческим консультантом является Н. А. Товстоногова.

В сезоне 1999—2000 года на сцене театра состоялись премьеры пяти спектаклей. Это комедия А.Хмелика «Наследник Лаптев» (режиссёр В.Каминский), «Безумный день, или непровинциальный бенефис» (спектакль, специально созданный Р.Фурмановым для народного артиста СССР Н.Н.Трофимова), «Дорога в рай» — история любви, поставленная режиссёром Владом Фурманом по рассказу Бориса Лавренёва «Сорок первый» и получившая широкий зрительский и критический резонанс (спектакль был выдвинут на премию «Золотой софит» по двум номинациям), комедия «Чайка» А. Чехова (режиссёр А.Г.Товстоногов), и «Фантазии Фарьятьева» А.Соколовой (режиссёр Ю.Цуркану). В марте 2001 года театр отмечал 60-летие со дня рождения Андрея Миронова, чьё имя носит уже более 17 лет. В 2000 году театр объявил в Санкт-Петербурге «Год Андрея Миронова», объединивший в этой театральной акции по сути артистов всех театров Северной Столицы. Также в 2001 году исполнилось 100 лет со дня рождения Н. К. Симонова, 90 лет со дня рождения А. И. Райкина, 80 лет со дня рождения В. И. Стржельчика – актёров, с которыми неразрывно связана вся творческая жизнь Рудольфа Фурманова. 17 июля 2001 года состоялась премьера спектакля «Ах, какая это была удивительная игра!», придуманная и сыгранная Рудольфом Фурмановым в духе сценических рассказов-импровизаций Ираклия Андроникова и посвященная памяти великих ушедших друзей (диплом Международного фестиваля моноспектаклей «Моноколь»).

Начиная с 2000 года театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова часто стали называть просветительским театром, которому удалось создать уникальный классический репертуар, среди которого спектакли по лучшим образцам классической литературы: «Мёртвые души», „Обломов”, «Французский роман» (по роману В.Гюго „Отверженные”), „Страсти по Вертинскому”, «Чайка», «Фантазии Фарятьева», „О, шут мой, я схожу с ума”, «Портрет Дориана Грея», «Скандал в «Пассаже» по Ф.Достоевскому). За прошедшее время театр неоднократно становился лауреатом театральных премий — Первого Международного фестиваля Русского театра в Париже (1997) — за спектакль „Мёртвые души”, Первого Международного театрального фестиваля памяти И.М.Смоктуновского, лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (за спектакль «Чудаки»), Лауреатом Международного фестиваля «Монокль» (за спектакль «Ах, какая это была удивительная игра!»). С 2000 по 2005 гг. театр получил девять номинаций Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотого софит» за спектакли «Обломов», «Дорога в рай», «Гупёшка», «Малые супружеские преступления» и «Господа Г…»,

В 2003 году, вместе 65-летием со дня рождения Рудольфа Фурманова, театр отметил своё пятнадцатилетие и получил высочайшую оценку и выражение любви и признательности своей деятельности не только от своих многочисленных зрителей и поклонников, но и от Президента России В.В.Путина, Министерства культуры, Губернатора Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко, Председателя Законодательного собрания В.Тюльпанова, друзей и коллег по театру – БДТ им.Товстоногова, Александра Калягина, СТД Москвы и Петербурга, театров Сибири. «Уважаемый Рудольф Давыдович! — говорилось в телеграмме Президента, — Вы истинный патриот театрального искусства, популярный актер и режиссёр, чей талант снискал заслуженную любовь и признание зрителей. Незаурядные организаторские способности позволяют вам успешно руководить театром «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. /…/ Здесь блистают настоящие звезды. С огромным успехом идут яркие, интересные спектакли».

В 2003 году вышел в свет новый театральный роман Рудольфа Фурманова «Неугомонный!».

Создав и доказав жизнеспособность новой модели театрального организма, приложив в одиночку много сил для его выживания, Рудольф Фурманов создал театр, который без сомнения, является украшением сегодняшней жизни не только театрального Петербурга, но и театральной России.

В сезоне 2002—2003 гг. и 2003—2004 гг., театр, на заработанные от своей деятельности деньги, осуществил выпуск спектаклей «Колдун» Э.Уоллеса, «Счастливчик» по рассказам А.Чехова, «Роковая любовь» (по рассказу Б.Лавренёва «Сорок первый»), спектакли по пьесам молодого драматурга Василия Сигарева «Гупёшка» и «Похищение», спектакли — бенефисы Валерия Золотухина и Николая Караченцова: «Пляши, брат, где-нибудь играют» и «Красная стрела», «Сенная лихорадка» Н.Коуарда.

Правительство Петербурга дважды выдвигало театр и Р.Фурманова на соискание Государственных премий и премий Президента Российской Федерации. Спектакли театра становились лауреатами престижнейших театральный премий, в том числе и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». В юбилейном 2003 году (театру исполнилось 15 лет), два спектакля были выдвинуты на соискание «Золотого софита» — как лучший спектакль «Гупёшка» и актриса Ольга Антонова за лучшую женскую роль в спектакле «Сенная лихорадка».

28 июля 2005 года спектаклем «Мёртвые души», закрылся 17-й театральный сезон Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Прошедший сезон оказался для театра насыщенным и на творческие удачи, и на театральные дела, которые удалось сделать для развития театра имени Миронова.

В мае 2005 года театр провел беспрецедентные по краткости сроков ремонтные работы — за две недели был заменен планшет сцены, преобразился театральный зал – старые кресла были заменены на новые, итальянские, проведена полная реконструкция системы вентиляции и кондиционирования воздуха, проведен ремонт верхнего и нижнего фойе театра, полностью обновлена театральная экспозиция, которую украсили уникальные живописные работы великого русского артиста Николая Симонова, портрет Г.Верейского Н.Симонова, работы н.а.СССР Евгения Лебедева. По сути верхнее фойе превратилось в музей театра. Огромную поддержку в ремонтных работах театра оказала Рудольфу Фурманову губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.

Обе премьеры сезона — «Малые супружеские преступления» по пьесе одного из самых модных ныне современных французских драматургов Э.-Э.Шмитта в постановке Антона Яковлева и полномасшабный театральный проект Влада Фурмана «Господа Г…» (по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» получили великолепный отклик у зрительской аудитории и были признанны одними из лучших петербургских спектаклей. По мнению недавно ушедшего выдающего петербургского искусствоведа Д.И.Золотницкого спектакль «Господа Г…» (это был последний спектакль, который увидел при жизни Давид Иосифович) стал самым серьезным петербургским спектаклем сезона 2004—5 гг. и напомнил ему лучшие спектакли Г.А.Товстоногова. Обе премьеры театра получили отличную прессу и сегодня выдвинуты на соискание Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» по трем номинациям:

— Лучшая главная мужская роль — Сергей Русскин (Иудушка Головлёв» — спектакль В.Фурмана «Господа Г…»;
— Лучшая роль второго плана — Аркадий Коваль (Степан Владимирович Головлёв) — спектакль Влада Фурмана «Господа Г…»;
— Лучшая работа сценографа — Николай Слободяник (спектакль «Малые супружеские преступления» , режиссер Антон Яковлев).

В новом сезоне 2005-6 гг.в планы театра входит постановка пяти спектаклей. Линию постановок по лучшим образцам классической литературы продолжат — «Нахлебник» И.Тургенева и «Шутники» А.Островского (реж.Г.Бызгу), постановку пьесы Пола Радника «Я ненавижу Гамлета» (перевод Дины Додиной) с Валерием Дегтярем и Николаем Мартоном в главных ролях осуществит Аркадий Коваль, это станет его режиссерским дебютом. Театр сделал собственные переводы двух пьес, которые в новом сезоне должны украсить его афишу — это «Правила игры» Луиджи Пиранделло (пьесы, которая практически не имеет сценической истории в России) в постановке Андрея Астраханцева и блистательная бродвейская комедия «Сыч и кошечка» Билла Маноффа, постановку которой должен осуществить (в юбилейный для себя год) большой друг театра Юлиан Панич. Планы 2006 года венчает спектакль Влада Фурмана «Иванов», но это уже будет скорее сезон 2006—7 гг.. С июля 2005 года главный режиссер театра отправился в творческую командировку в Москву на целый год, он снимает 12-серийный телевизионный фильм.

Контрактная труппа театра им. А. Миронова в 2005 году объединяет более 100 ведущих артистов Петербурга и Москвы, среди которых: народные артисты России Н.Караченцов, В.Золотухин, Т.Ткач, О.Антонова, Л.Неведомский, А.Толубеев, Э.Романов, С.Паршин, В.Панина, В.Дегтярь, з.а.России С.Русскин, М.Игнатова, С.Барковский, А.Горин, В.Кухарешин, В.Реутов, И.Слободская, Н.Попова, Е.Баранов, артисты М.Разумовский, А.Носков, А.Чевычелов, А.Астраханцев, М.Лаврова, Н.Парашкина, С.Бызгу, И.Волгина, А.Аршинников, С.Дьячков, А.Дежонов и др. Сегодня Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова остается первым и пока единственного контрактным театром, соединившего в своей модели подвижный принцип западной антрепризы и все достоинства русского репертуарного театра в России